ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 240 г. Борзи"

Официальный сайт

Адрес: г. Борзя, ул. Лазо д.33
Телефон: 89248042386
Почта: shs_borz_240.borz@zabedu.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 240 г. Борзи"

Официальный сайт

МЕНЮ

Здоровье и компьютер

    Современное школьное образование и досуг детей невозможно представить без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь, компьютеров.  На смену арсеналу технических средств обучения ХХ века - учебному телевидению, магнитофонам, проигрывателям, компьютерам, оснащенным мониторами  с лучевыми трубками -  в образовательные учреждения для детей и подростков пришли принципиально новые технические средства - компьютеры с жидкокристаллическими (ЖКТ) мониторами, ноутбуки, интерактивные доски, средства для чтения электронных учебников и др.

     Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна. Сегодня мы являемся свидетелями компьютеризации практически всех сторон жизни страны, переводе её на новую ступень технической вооружённости и осуществление этого возможно только при соответствующей подготовке кадров. Приобщение современных детей и подростков к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом.

    Но помимо многочисленных плюсов у компьютера есть и свои отрицательные стороны. Это его влияние на здоровье человека. Компьютер стал источником множества заболеваний, связанных с воздействием электромагнитного излучения, с нагрузкой на органы зрения, органы дыхания, с мышцами и суставами.

 

Электромагнитное излучение

    Компьютер имеет сразу два источника электромагнитного излучения (монитор и системный блок). Пользователь ПК лишен возможности работать на безопасном расстоянии. Монитор, особенно его боковые и задние стенки, являются очень мощным источником ЭМИ. В результате продолжительной работы за компьютером в течение нескольких дней ребенок чувствует себя уставшим, жалуется на головную боль, становится крайне раздражительным и капризным, часто отвечает на вопросы однозначными ответами, что приводит к синдрому хронической усталости.  Как же обезопасить  ребенка от потенциальной угрозы для здоровья? Для этого необходимо:

  • Приобрести жидкокристаллический монитор, поскольку его излучение значительно меньше, чем у мониторов с электроннолучевой трубкой;
  • Не оставляйте компьютер включенным надолго, если вы его не используете; 
  • При длительной работе ребенка за компьютером необходимо делать перерывы и проветривание помещения;
  • Контролировать время работы ребенка за компьютером.

 

Компьютер и зрение

     При работе с компьютером человек полностью зависит от положения дисплея. Кроме того, изображение на экране динамически обновляется, а низкая частота обновления вызывает его мерцание. При этом глазные и внутриглазные мышцы, фокусирующие взгляд, устают от чрезмерной нагрузки. Развивается зрительное утомление, способствующее возникновению близорукости. Длительная работа с компьютером требует также повышенной сосредоточенности, что приводит к появлению головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса.

Чтобы этого не происходило необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • Требования к монитору: чем выше его разрешающая способность, тем точнее и четче изображение на экране, и тем оно меньше утомляет глаза; монитор должен находиться на расстоянии не менее 45 см от глаз (расстояние вытянутой руки);
  • Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора, в то же время оно должно быть достаточным для того, чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми вы работаете;
  • Регулярно проводите гимнастику для глаз. Вот несколько простых упражнений: зажмурить глаза на 10 с., быстро моргать в течение 10 с., сделать несколько круговых движений глазами, несколько раз поменять фокус - перевести взгляд с близлежащего предмета вдаль;
  • Как можно чаще прерывайте работу ребенка  для отдыха и выполнения упражнения.

 

Организация рабочего места ребенка

 

     Монитор должен стоять на расстоянии не менее 60 см от окна, таким образом, чтобы окно располагалось слева от компьютера. При этом на экран ни в коем случае не должны попадать блики от окна или других источников освещения. Для этого оконные проемы можно завешивать занавесями или жалюзи для ограничения светового потока. Запрещается использование темных занавесей на окнах, так как они могут очень сильно затенять помещение.
    Монитор должен располагаться на уровне глаз ребенка или чуть ниже. Наилучшим для работы с компьютером считается естественный дневной свет, т.к. только он содержит в себе весь цветовой спектр, поэтому, чем больше лампа соответствует дневному свету, тем лучше. Ни в коем случае нельзя использовать неоновые лампы, т.к. они мигают, излучают рассеянный свет, имеют недостаток цветового спектра и не создают четких теней. При работе с такими лампами возникает сильное напряжение глаз, что может провоцировать снижение зрения. К тому же эти лампы могут вызвать повышение возбудимости у детей, они начинают капризничать, плохо спят.
   Мебель рабочего места должна быть удобной для ребенка. Стул должен быть со спинкой, а под ноги ребенка дошкольного и младшего школьного возраста всегда должны ставиться подставки. 

 

Советы родителям

Совет 1. Компьютер следует расположить на столе в углу комнаты, задней его частью к стене.

Совет 2. Следует правильно организовать рабочее место. Мебель должна соответствовать росту ребенка. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или специальной подставке.

   Согласно методическим рекомендациям, для детей ростом 115-130 см рекомендуется высота стола – 54 см, высота сидения стула – 32 см. Для детей ростом выше 130 см – соответственно 60 и 36 см. Стул обязательно должен быть с твердой спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от видеотерминала (дисплея), но чем дальше, тем лучше.

   Поза ребенка – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3-3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см. Руки должны свободно лежать на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна).

   Стол, на котором стоит дисплей, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.

Совет 3. В помещении, где используется компьютер, делайте ежедневную влажную уборку.

Совет 4. До и после работы на компьютере протирайте экран чистой тряпкой или губкой.

Совет 5. Поставьте недалеко от компьютера кактусы: считается, что эти растения поглощают вредные излучения компьютера.

Совет 6. Почаще проветривайте комнату, а для того чтобы увеличить влажность воздуха, в помещении должен быть аквариум или другие емкости с водой.

Совет 7. С особой тщательностью отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка как по содержанию, так и по качеству оформления.

Совет 8. Без ущерба для здоровья дошкольники и младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья – только 10 минут в день, причем – не ежедневно, а три раза в неделю, через день.

Совет 9. После каждого занятия проведите с ребенком офтальмотренаж (упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения).

 

Здоровье и мобильные устройства

 

     Современная жизнь без мобильного телефона практически невозможна. Человек привык постоянно быть на связи. Первый мобильный телефон ребёнку обычно покупают, когда он идёт в первый класс или переходит в старшие классы и начинает ездить в школу один. Но насколько телефоны безопасны для детей?

     Предполагается, что наибольший вред здоровью может нанести электромагнитное излучение, исходящее из спрятанной под корпусом телефона антенны. И здесь стоит учесть, что детский организм поглощает в 2-4 раза больше этого излучения, чем взрослый.

      Костная ткань черепа у ребёнка намного тоньше и чувствительнее, чем у взрослых. При воздействии электромагнитных лучей, меняется биоэлектрическая активность мозга, которая отвечает за собранность, концентрацию внимания и, общем, действует на состояние нервной системы. Установлено прямое воздействие электромагнитных полей сотовых телефонов на периферические рецепторы вестибулярного, слухового и зрительного анализаторов, биологически активные точки уха. Частые и продолжительные разговоры по сотовому телефону могут спровоцировать у ребёнка ухудшение памяти, познавательных способностей, могут возникнуть головные боли, нарушения сна, он становится менее устойчивым к стрессовым ситуациям. СВЧ-излучение, которое присутствует в излучении мобильного телефона, нагревает организм (здесь уместна аналогия с СВЧ-печью). Уменьшает нагрев ток крови. К примеру, мозг имеет развитую кровеносную систему, кроме того, он экранирован черепной коробкой, поэтому относительно защищён. Однако есть и уязвимые места, так например, хрусталик глаза не омывается кровью и при значительном нагреве может помутнеть.

      Существуют также данные, что электромагнитное излучение снижает возможности иммунной системы организма. Поэтому детям, а также беременным женщинам, не рекомендуется пользоваться мобильными телефонами или делать это как можно реже.

 Учитывая всё это детям необходимо объяснять правила безопасного использования сотового телефона:

 

1. Разговор по сотовому телефону не должен длиться более 2 минут, а минимальная пауза  между звонками должна быть не менее 15 минут. Гораздо безопаснее писать SMS, чем держать трубку возле уха - так что по возможности лучше писать, чем говорить.

2. Держать трубку мобильного телефона нужно на расстоянии от уха, за нижнюю её часть и вертикально. Затухание радиоволн пропорционально квадрату пройденного расстояния, поэтому отодвинув трубку от уха всего на сантиметр и увеличив, таким образом, расстояние до мозга вдвое, можно понизить мощность, излучаемую в мозг, в четыре раза.

3. Подносить трубку к уху лучше после ответа на том конце. В момент вызова мобильный телефон работает на максимуме своей мощности не зависимо от условий связи в данном месте. В то же время через 10-20 секунд после начала вызова излучаемая мощность снижается до минимально допустимого уровня. Моментально прикладывать телефон к уху бессмысленно ещё и потому, что первый длинный гудок появляется не сразу.

4. Многие дети часто отправляют SMS-сообщения или излишне увлекаются играми, встроенными в сотовые телефоны. Такое регулярное и длительное напряжение на растущие пальцы и кисть может вызвать различные нарушения костей и суставов. Кроме того, играя в такие игры, ребёнок вынужден рассматривать мелкое изображение, долго смотреть на подсвеченный экран, всё время находящийся от глаз на одном расстоянии. Это является серьёзной нагрузкой для глаз и может очень негативно повлиять на зрение.

5. Очки с металлической оправой при разговоре рекомендуется снимать: наличие такой оправы может привести к увеличению интенсивности электромагнитного поля, воздействующего на пользователя.

6. Наконец есть несколько рекомендаций по хранению и переноске телефонов. Так специалисты не советуют класть мобильные телефоны рядом с собой во время сна. Также не стоит постоянно держать мобильный телефон при себе, например, в кармане брюк. То есть, контакты с сотовым телефоном стоит ограничить, особенно, если в этом нет никакой необходимости. Носить мобильный телефон лучше в сумке, не стоит держать длительное время сотовый телефон на груди, поясе или нагрудном кармане.


Дополнительная информация:

 1. МР "Гигиенические требования к организации занятий с использованием средств информационно-коммуникационных технологий"

© 2020. Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 240 г. Борзи".